«Куда дальше?» — как расследования в СМИ помогают людям

Жанр расследования в СМИ – важный инструмент разрешения социальных проблем. Основной задачей здесь является помощь людям, посредством огласки через средства массовой информации. Эта методика позволяет привлечь внимание к проблеме, показать массам людей, что, если правоохранительные органы или другие инстанции не слышат крик одного человека, то зов сотен тысяч точно не упустят из вида.

Важной особенностью расследования социальных проблем считается вовлеченность большого количества граждан, которые могут помочь советом или направить в нужное русло для решения проблемы, ввиду своего опыта, а также, привлечь внимание множеств экспертов разных уровней – от регионального до международного.

Юрист, эксперт в области авторского права, партнер ФИА «Инфоповод» Галина Атаманова:

Фото: Галина Атаманова

— Объединение всех ресурсов: экспертное мнение профессионалов, комментарии влиятельных личностей – все это залог успеха расследований в рамках СМИ любого уровня. В одиночку решить проблему может далеко не каждый. Кому-то не хватает компетенций, а кому-то смелости.

Сейчас в СМИ часто фигурируют новости на темы политики, экономики, а социальному зову повинуются единицы. Необходимо популяризировать тему журналистских расследований среди информационных ресурсов – помощь нужно оказывать комплексно и консолидировать все возможные способы.

Профессиональный адвокат Лилия Петрик поделилась своим мнением о целях и особенностях журналистских расследований, а также их роли в судебных процессах:

Фото: bs-rspp.ru (Лилия Петрик)

— Нет сомнений, что журналистские расследования нужны и важны. Порой журналисты работают наравне со следователями, прежде всего преследуя свои цели — первые полосы изданий.

Бывает, что в процессе сбора информации по делу, всплывают свидетели, доказательства, которые следователи или дознаватели могли упустить по неосторожности. Записи камер видеонаблюдения – уникальный предмет исследования — каждый может увидеть ситуацию по-своему: свидетель одно, следователь другое, а журналист, обладая такой информацией, может увидеть совсем иное, ввиду специфики его работы.

В некоторых категориях дел намеренно привлекаются СМИ, даже создаются целые пиар-группы для моделирования нужного общественного мнения. Например, в сложных бракоразводных процессах важно до вынесения решения суда сформировать общественное мнение, которое может влиять на решение суда, в той или иной степени. Общественное мнение – выраженное публично, в данном случае через СМИ, оказывает влияние на функционирование общества, в том числе на сотрудников суда, в том числе и судей, которые выносят решения.

Согласно Гражданско-процессуальному кодексу Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1 ст.67 ГПК РФ). Журналисты-расследователи могут привлекаться сторонами для дачи свидетельских показаний, а материалы журналистских расследований могут быть использованы в качестве письменных доказательств.

Автор: Галина Атаманова

Любое использование материалов допускается только с указанием источника infopovod.ru

Поделиться
Подпишитесь на Telegram ФИА «Инфоповод»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *