Родительский комитет Курганской области на страничке во ВКонтакте сообщает, что на школьника составили протокол за изображение в учебнике символа, публичное демонстрирование которого запрещено законом.

В результате проверок, юношу привлекли к административной ответственности по ст. 20.3 КоАП РФ (Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутик или символик, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами). Комиссия по делам несовершеннолетних при Администрации Кетовского муниципального округа оштрафовала родителей подростка на 1000 руб. Кроме этого, юноше грозит постановка на учёт.

Это минимум третий за октябрь случай, когда администрация школ пишет заявления на детей. Даже в таком, казалось бы, однозначном деле не обошлось без вопросов: доказательств вины практически нет, вменяемое обвинение не соответствует действительности, а школа пытается снять с себя педагогическую ответственность.

Корреспондент ФИА «Инфоповод» поговорил с Юрием Леоновым, председателем Родительского комитета Курганской области, и узнал, почему заявления в полицию становятся страшной практикой, и как будут оспаривать вынесенное решение и может ли это быть обычной детской шалостью.

«Заявления в полицию пишут случайные в профессии люди»

— Я сам бывший директор школы, проработал в должности 10 лет. У меня такие конфликтные ситуации и происшествия были каждый день, и не по одной: кто-то что-то поломал, кто-то с кем-то подрался, кто-то выругался матом — но у меня даже в мыслях не было жаловаться на таких детей в полицию. Я считаю, что с заявлением нужно обращаться тогда, когда совершено административное правонарушение либо преступление, когда затронуты интересы других участников происшествия — например, случаи избиения, кражи. В подобных ситуациях необходимо проводить расследование, да. Во всех остальных случаях обращаться в полицию считаю бредом. Так поступают люди, которые случайно оказались в профессии педагога. Как можно на ребёнка пойти и написать заявление? Заниматься воспитанием, объяснением и разъяснением святая обязанность учителей. Если вы считаете, что ребёнок совершает какой-то проступок, так вы объясните ему что к чему.

Недавно общался с коллегами, у которых был подобный случай с нацистской символикой. Преподаватели дали задание ученикам подготовить доклады о Великой отечественной войне. И дети сидели, готовились. Вот такой подход должен быть, чтобы детей перевоспитывать, если у них куда-то мозги набекрень пошли. Учитель должен очень аккуратно и осторожно направить в нужное русло.

Я сильно сомневаюсь, что подобные заявления в полицию имеют эффект с точки зрения перевоспитания. Вызвали представителей, те приехали, опросили — ребёнок в шоке, мама в шоке. А завтра провинившийся, по их идее, должен прийти перевоспитанным. Так вот я скажу, что такие действия имеют ровно обратный результат.

Кроме того, это несёт очень большой негатив. В этой школе, где привлекли 16-летнего ученика за якобы им изображённую нацистскую символику в учебнике, другие дети теперь боятся брать книги в библиотеке — если берут, пролистывают, чтобы наверняка ничего там не было. У них страх, паника. Обвиняемый мальчик замкнулся, его одноклассники замкнулись. Это абсолютно ненормально. Я категорично против таких методов, которые ломают психику детей.

«Смысл в том, чтобы не ломать детей через колено и не сажать их за решётку»

Есть очень мудрая мысль, которую я поддерживаю двумя руками: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Это сказал Черчилль. Хоть он и иностранный руководитель, но мысль абсолютно верна. Ребёнок находится в полной зависимости от учителей. Хотят — казнят, хотят — милуют. Могут поставить «два», «три», могут вызвать родителей. Учителя обладают полной властью.

Когда говорят, что учителя сейчас ничего не могут, подразумевается, что они не могут оскорблять и физически воздействовать на ребёнка. Но есть огромное количество абсолютно нормальных, адекватных воспитательных способов: провести педагогическую беседу, дать поручение…Есть масса прекрасных фильмы, например, «Доживём до понедельника», где показано, как педагоги действительно должны относиться к детям. Пусть, наконец, почитают «Педагогическую поэму» Макаренко! Да, другое время, другие дети, но смысл ведь в том, что не обязательно ломать их через колено и сажать за решётку. Есть масса подходов, которыми можно перевоспитать. Даже отпетых преступников можно перевоспитать, а тут нормальные дети, которые впитывают всё, как губка.

Как человек, много лет проработавший в школе, могу сказать, что дети очень восприимчивы к добру. А преподаватели, которые этого не понимают, — просто случайные в профессии люди. Они свою озлобленность выплёскивают на детей. Таких людей ничего не устраивает, они не видят возможностей адекватно воспитывать подрастающее поколение, поэтому бегут при первых случаях в полицию.

«Доказательств вины нет»

Юрий Леонов отмечает, что Родительский комитет Курганской области намерен обжаловать «абсолютно незаконное решение» в отношении подростка в суде. Документы уже оформлены и в ближайшее время будут рассмотрены местным судьёй. Единственными доказательствами, которым руководствовалось следствие, стала принадлежащая ученику книга (взята в библиотеке) и якобы его стикеры (одноклассник сказал, что когда-то видел похожие у парня).

Кроме того, что нет доказательств, была ещё и неправильно применена статья. В фабуле дела указано, что мальчик наклеил символику в месте, доступном для публичного наблюдения, а статья совсем по-другому звучит, там речь именно о пропаганде и демонстрации.

Подчеркну: ответственность возлагается за публичную демонстрацию запрещённого символа. Ситуация была следующей: учительница во время урока заметила изображение в книге ученика. Далее педагог уже сама продемонстрировала это всему классу — то есть публичная демонстрация была даже не со стороны юноши. Женщина побежала к директору, директор вызвал полицию. Стали выяснять. Мальчик сказал, что не делал этого. А правоохранительные органы, как говорится, «сложили паззл»: книга его, стикеры такие тоже когда-то у школьника видели, значит виноват. А где презумпция невиновности?

Родительский комитет также связался с Уполномоченным по правам ребёнка по Курганской области Алёной Лопатиной. Юрий Леонов высказал надежду, что в суде получится отменить решение полиции и комиссии.

Нацизм или детская шалость?

Эксперт обращает внимание на то, что даже 16-летние подростки остаются детьми:

Я расцениваю это как детскую шалость. Если, допустим, были бы данные, что он увлекается какими-то нацистскими идеями, состоит в каких-то группах… но ничего же нет! Абсолютно положительный, нормальный мальчишка.

Хорошо, даже если это сделал он — это же дети. Когда им запрещаешь что-то, они делают это уже из детского любопытства, вредности, интереса «А что будет, если я нарисую?», но не потому, что ребёнок считает себя нацистом и хочет об этом как-то публично заявить. Нет. Это именно детская шалость.

Я разговаривал с другим мальчишкой, из другой школы. Он рассказал, что у них в кабинете немецкого языка эта символика есть на потолке — кто-то залез, нарисовал, уже второй год никто стереть не может. Но никто не воспринимает это как публичную демонстрацию или пропаганду. У нас многие взрослые могут не знать, что за подобное можно штраф схлопотать. А кто детям должен объяснять, что есть хорошо, а что плохо? Это, прежде всего, недоработка школы, что у них дети вот так шалят. Школа не объяснила ученикам границы шалости.

«Мне кажется, мы немножко потеряли ориентиры»

Один из комментаторов предположил, что мальчик мог быть украинцем — отсюда, дескать, и националистические наклонности. Замечание под постом было оперативно удалёно.

Юрий Леонов отметил, что юноша нуждается в защите, а взрослые — в трезвости мышления.

Больше всего нас волнует, чтобы больше не было прецедента, а ученика в будущем не трогали в школе. Очень хотелось бы расставить какие-то ориентиры в обществе. Мне кажется, нас всех сейчас штормит, и мы эти ориентиры немножко потеряли. Надо отмотать чуточку назад, чтобы как в том стихотворении, которое сейчас, к сожалению, не учат в школе:

Крошка сын

          к отцу пришел,

и спросила кроха:

Что такое

           хорошо

и что такое

           плохо?

Даже нам, взрослым, нужно, чтобы объясняли, что хорошо, а что плохо. То, как ведут себя директора, однозначно плохо. Если никто не объяснит это, уже завтра родителям будет страшно детей в школу отпускать, потому что неизвестно, откуда будешь забирать ребёнка: то ли из школы, то ли из полиции, заключил Юрий Леонов.

Редакция ФИА «Инфоповод» будет внимательно следить за ходом дела и оперативно освещать ситуацию.

Любое использование материалов допускается только с указанием источника infopovod.ru

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. У нас и так рпоисходит в стране черти-что, а тут ещё лишний раз нагнетают. Не по-людски это как-то!

  2. Браво.молодцы.на парня набросились все а он и не виноват,чуть не испортили ему всю жизнь.