17 мая 2023 года в Институте Китая и современной Азии Российской академии наук состоялась Международная конференция «Континентальные страны АСЕАН в региональных интеграционных процессах: современные вызовы и перспективы развития», проводимая Центром изучения Вьетнама и АСЕАН.
Это крупное и значимое для академического сообщества мероприятие привлекло внимание не только российских деятелей науки, но и иностранных ученых региона изучения. Выступали ученые ИКСА РАН, ИМЭМО РАН, ФНИСЦ РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, РУДН, СПбГУ, НИУ ВШЭ. Зарубежные гости представляли Афганистан, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Китай, Малайзию, Японию.
В рамках дискуссии обсуждались причины и мотивы субрегионального сотрудничества материковых стран АСЕАН между собой и с остальными членами Ассоциации. На этой основе дана оценка реализации внутренних и внешних задач развития, социально-экономического положения, процесса интеграции четверки ВКЛМ в сообщество АСЕАН, сотрудничества с внерегиональными диалоговыми партнерами и донорами (Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Австралия, США и др.), цели и средства взаимодействия последних со странами полуострова.
В своем приветственном докладе доктор филологических наук, директор Института Китая и современной Азии РАН Кирилл Бабаев отметил экономический аспект интеграции стран АСЕАН и их взаимодействие с Китаем. По его словам, объем торговли Китая и АСЕАН вырос в 100 раз. С 2020 года АСЕАН выступает крупнейшим торговым партнером Китая. Китай, в свою очередь, является для АСЕАН крупнейшим торговым партнером 13-й год подряд. Объем иностранных инвестиций за год со стороны КНР достиг 14 млрд. долларов, а инвестиции стран АСЕАН в Китай составили 11 млрд. долларов.
Общий объем инвестиций составил порядка 340 млрд. долларов. Этот рынок охватывает 44% населения мира. АСЕАН пытается создать новую архитектуру региональной экономики. Введена новая норма — единые правила происхождения товара. Ускорено сотрудничество со странами АСЕАН в финансах, финансовом надзоре, трансграничных платежах. Формат юаня перерос трансграничный характер. Китай и Вьетнам подписали соглашение о соединении железнодорожной сети с двух сторон. Объем платежей в юанях превысил 5 триллионов долларов. На юань приходится 3 % мирового резерва валют. Малайзия, Камбоджа, Филиппины включили юань в свои валютные корзины. Использование юаня в АСЕАН очень быстро растет.
Межбанковская платежная система расчетов в юанях охватывает все страны АСЕАН. Работает альтернатива системе SWIFT. Сотрудничество между центральными банками АСЕАН играет центральную роль в продвижении взаимных расчетов. Страны АСЕАН разрабатывает новые модели двухстороннего сотрудничества. Впервые зарубежные банки могут принимать участие во внутри региональной торговле. И торговое и финансовое взаимодействие АСЕАН и Китая развиваются ускоренными темпами. В торговле России с Вьетнамом нужно диверсифицировать валютную деятельность, не замыкаться на юанях. Соблюдая при этом осторожность. Китайские власти будут вынуждены пойти на либерализацию юаня. Нужно осторожно относиться к призывам использования юаня. Важным видится создание корзины валют на основе стран БРИКС. Торговля в национальных валютах достаточно перспектива.
Выступавший в режиме онлайн Наинг Све Оо из Института стратегических и международных исследований Мьянмы, определил, что происходит смещение в подходах к безопасности и интеграции. Наметились определённые тренды на укрепление безопасности. Страны АСЕАН идут по пути интеграции в данной сфере. Есть различные механизмы и схемы работы. Для усиления сотрудничества между странами АСЕАН принимаются решения вопросов борьбы с терроризмом, киберпреступлениями и стихийными действиями. Страны АСЕАН сталкивается с вопросами сохранения суверенитета стран. В Южной Азии очень часто происходят природные катастрофы. Очень большое количество стран участников пострадали от циклона несколько дней назад.
Изначально COVID выявил проблемы с работой экстренных служб. Нужна общая политика, направленная на усиление стран-участниц. В сотрудничестве с Россией АСЕАН имеет общие интересы в стабильности в регионе. Страны сталкиваемся с одинаковыми вопросами. Географические различия негативно влияют на сотрудничество. Важно углублять сотрудничество. Необходима интеграция в борьбе с терроризмом. Необходим координированный подход для кибербезопасности. АСЕАН и Россия могут усилить сотрудничество в этой сфере. Безопасность в регионе постоянно меняется, нам нужно быть готовым к решению новых вызовов. В нашем регионе есть особые проблемы, нет универсального определения терроризма. В АСЕАН нужно прийти к консенсусу в определении того, что же называется терроризмом.
По словам Мохд Хазми Мохд Русли из Университет Святого Ислама (Малайзия), стратегия США в Малакском и Сингапурском проливах имеет прямое влияние на АСЕАН. Россия является частью морской конвенции, Малайзия также, большинство стран придерживаются этой конвенции. Идет в ней речь и о военных судах. Стоит вопрос приостановки конвенции. У Малакского пролива определенный статус. Пролив очень плотно используется, выступает важным военно-морским путем в Юго-Восточной Азии, стратегический путь. Советские военные корабли и ядерные подводные лодки ходили там, китайские подлодки тоже проходили. Китайские корабли использовали эти воды. Россия одна из сильнейших стран мира и знает что такое ядерная подводная лодка. У Австралии появится 4 ядерные подводные лодки. У Малайзии нет права остановить проход подводных лодок или морских кораблей. Выбрасывается огромное количество отработанного топлива и отходов, являющиеся более негативные, чем другие виды отходов. Малакский пролив достаточно опасен для судоходства. В 2021 году ядерная подводная лодка США во что-то врезалась в регионе, и Малайзия и Индонезия высказали огромную обеспокоенность.
Нации должны сесть за стол переговоров, чтобы принять дополнительные меры. Инциденты с подводными лодками могут привести к огромным экологическим последствиям, особенно в странах, через которые они проходят. Проблема AUCUS очень беспокоит и интересует малазийцев. Когда мы говорим о различных режимах судоходства, то это очень чувствительно. У прибрежных стран больше прав в этом плане. Эти страны более подвержены риску. Малайзия не имеет возможностей для внесения поправок в морскую конвенцию. Мы никогда не блокировали судоходство, но время идет. Сейчас настало время пересмотреть и актуализировать текущие положения, мы можем открыть диалог в этом вопросе.
Представитель Камбоджийского института международных отношений Королевской академии Камбоджи Уч Ленг отметил, что Вашингтон понимает растущую роль стран АСЕАН в Юго-Восточной Азии. Соглашение, которое регулирует торговлю, приносит значительные результаты. Отношения между Камбоджой и США очень сложны. Необходимо повлиять в целом на восприятие Камбоджи. США имеют тревогу по поводу усиления китайского влияния на Камбоджу. Камбоджа пытаемся выстраивать отношения стратегического сотрудничества между странами АСЕАН. Отношения между Вьетнамом и США активно развивались после 1995 года. Вьетнам сталкивается с профицитом в прошлом году он составил 160 млн. Усиливается сотрудничество в сфере безопасности. Несмотря на то, что Вьетнам взаимодействует есть понимание, что Китай ценит отсутствие сильной негативной военной позиции относительно. Китай рассматривает Вьетнам как военную базу для ведения военных действий против других стран. Был определенный фундамент для выстраивания вьетнамско-китайских отношений. Обе страны ведут политику долгосрочного сотрудничества, дружба вышла на новый уровень. Мы видим какое давление оказывается на небольшие страны, напрямую и опосрдованное через организации, в которых состоит страна. США способствует развитию Камбоджи, но ищет выгоду в политической, экономической, дипломатической сферах. Политика Камбоджи строится на дружном сосуществовании с соседями и мирном существовании. Сегодня политики Камбоджи делают все от себя зависящее, чтобы достичь экономического роста страны.
По мнению кандидата исторических наук, научного сотрудника Института Китая и современной Азии РАН Антона Бредихина, сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион играет важную роль для Российской Федерации, особенно в условиях напряженности в отношениях с Западом, поскольку в мире не так много регионов, где у России есть такие лояльные партнеры как Вьетнам. В этом контексте Москве необходимо более четко определить свою роль в региональных проблемах и территориальных конфликтах в регионе АСЕАН, в том числе в Южно-Китайском море, учитывая и используя свой опыт урегулирования международных споров.
АСЕАН сегодня выступает наряду с такими наднациональными организациями как Шанхайская Организация Сотрудничества, Евразийский Экономический Союз наиболее перспективным межгосударственным объединением, служащим для сохранения мира, стабильности и процветания в регионе.
Не стоит понижать роль Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS) в урегулировании территориальных споров. Для ЮКМ роль данного документа остается принципиально важной — она является фундаментом как действующей ныне Декларации о правилах поведении сторон в ЮКМ (DOC), так и будущего Кодекса поведения в ЮКМ (COC).
Значительную роль в построении АСЕАН играет Вьетнам. Им реализованы достижения в период обновления (дои мой), хорошие результаты восстановления и развития экономики после пандемии и достижения Вьетнама в создании благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов.
Высокую оценку заслуживает внешняя политика и руководящие принципы Коммунистической партии и Государства Вьетнам в многостороннем сотрудничестве, особенно в отношении крупных стран и соседних стран. Благодаря реализуемой им внешнеполитической концепции формирует консенсус и солидарность между странами-участницами объединения. Его внешнеполитическая позиция формируется на основе международного права, его мирные действия выступают примером для других стран, принимающих участие в конфликте в ЮКМ.
У Российской Федерации сложились традиционно хорошие отношения и с Китаем, и с Вьетнамом. Последний, в свою очередь, выступает связующим звеном между Россией и АСЕАН, являясь единственной страной в регионе АСЕАН, где есть Всеобъемлющее стратегическое партнерство с Россией, а также является первой страной, подписавшей Соглашение о свободной торговле с Евразийским Экономическим Союзом.
Вьетнам на своем примере подтвердил последовательную позицию о придании важности всестороннему стратегическому партнерству с Россией. В условиях противостояния западной гегемонии и санкционной политики США и ЕС необходимо продумать трехстороннее сотрудничество в регионе по таким направлениям как добыча морепродуктов, научное исследование, геологоразведка, разведка и добыча нефти и газа.
Любое использование материалов допускается только с указанием источника infopovod.ru