Несмотря на то, что обсуждение конфискации имущества иностранных агентов и граждан, высказывающих критику спецопераций и российских властей, ведется уже около года, законопроект о конфискации имущества появился только недавно — и это произошло в неожиданной форме. Депутаты решили не возвращать конфискацию имущества в уголовный закон как вид наказания, как это было до 2003 года, а вместо этого предложили внести ключевые изменения в статью 104.1 УК РФ, которая предусматривает конфискацию в виде «иной меры уголовно-правового характера».
Суть этой меры заключается в принудительном и безвозмездном изъятии и передаче в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества, полученного преступным путем или использовавшегося для совершения или финансирования преступления.
Например, деньги, полученные киллером в результате совершения заказного убийства, подлежат конфискации. По этой же логике предлагается конфисковывать имущество, полученное за распространение фейков о российской армии. Также подлежит конфискации вознаграждение за публичные призывы к деятельности, направленной против безопасности государства, например участие в деятельности нежелательной организации или содействие в аресте президента Владимира Путина или уполномоченного при президенте по правам ребенка Марии Львовой-Беловой на основании ордера, выданного Международным уголовным судом в марте 2023 года.
В дополнение депутаты предлагают конфисковывать имущество, которое используется или предназначено для финансирования, участия в деятельности нежелательной организации, госизмены, преступлений «диверсионной направленности», дезертирства и других преступлений, перечисленных в примечании к статье 280.4 УК РФ.
При этом речь идет не просто о конфискации любого имущества гражданина, обвиненного и даже признанного виновным по уголовному делу о распространении фейков. Государственный обвинитель должен будет доказать, что такой гражданин действовал из корыстных побуждений, а также обоснованно указать, какое именно имущество было получено в качестве вознаграждения за совершение преступления, хотя на практике соблюдение этого требования будет проблематичным.
Представляет значительную опасность для общества норма законопроекта о расширении перечня преступлений, в рамках расследования которых возможно наложение ареста на имущество, «находящееся у других лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия». Существующая норма уже есть в законе и позволяет арестовать имущество «других лиц», если имеются основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого или обвиняемого или могло использоваться в качестве орудия или источника финансирования преступления.
Опасность этой нормы заключается в том, что для наложения ареста фактически достаточно имеющихся у следователя «оснований полагать», что имущество было получено в результате совершения преступления. И хотя решение о наложении ареста принимает суд, который должен обосновать его конкретными обстоятельствами дела, необходимо иметь в виду, что в случае принятия законопроекта под угрозой ареста может оказаться имущество супругов, родственников и даже знакомых тех граждан, в отношении которых будут возбуждены уголовные дела об участии в деятельности нежелательной организации, о диверсии или о госизмене.
Любое использование материалов допускается только с указанием источника infopovod.ru