Корреспондент ФИА «Инфоповод» пообщался с успешным дизайнером Юлией Гагуа, ставшей жертвой мошеннических схем байера в социальной сети Instagram*
История началась еще в апреле 2022 года и тянется до сих пор. Известный российский дизайнер Юлия Гагуа решила обратиться за помощью к байеру под никнеймом buyer_roma_it в запрещенной социальной сети. Менеджер не представилась и вела переписку от имени самого владельца бизнеса — до сих пор неизвестно, кто именно был «по ту сторону».
Известно, что девушка-онлайн-предприниматель живет на 2 страны — Италию и Россию; в прошлом занималась наращиванием волос. В разговорах она утверждала, что есть личные привилегии и специальные условия в бутиках известных брендов: Prada, Gucci, Dolce & Gabbana и других. По ее словам, она имеет два гражданства. А сама Юлия раньше уже обращалась за услугами к другим байерам и «не знала никаких проблем».
Сервис «байерства» — это уникальный вид предпринимательства, который помогает закупать единичные товары по более низкой стоимости из-за разного ценообразования на родине бренда и при импортной реализации. Иногда удается сэкономить до половины стоимости благодаря курсу валюты. Юлия обратилась к байеру с целью покупки брендовой обуви из-за относительно низкой цены за понравившуюся модель и быстрые сроки доставки.
«На тот момент стоимость желаемой модели через байера составляла примерно половину от ценника в Москве», — констатирует Юлия Гагуа. С этого момента и началась история, притом не самая радужная.
Заказы приходили в срок дольше обычного, без надлежащей упаковки и с минимальным браком (в соответствии с ценой). Возврат средств совершался только под давлением со стороны заказчика, после постоянных напоминаний и «выпрашиваний».
«Онлайн-продавщица» заполучила доверие клиентки, но, когда дело дошло до возврата средств из-за ошибки самого байера, отношение резко изменилось.
Но мошенники ошиблись с выбором жертвы
Пострадавшая девушка оперативно сообщила обо всем в СМИ, чтобы и другие возможные покупатели узнали о ненадежности предоставляемой услуги.
«В апреле я сделала первый заказ, пришло все с задержкой — примерно через 3 недели. А средства за покупку я переводила на карту некоего Алексея. Пришедший товар, конечно, вызывал сомнение: «а оригинальные ли они?». Второй заказ прошел менее гладко — снова задержка, плюс товар пришел не тот, который был заказан. Часть средств было решено вернуть. Через 3 недели после обнаружения проблемы деньги вернули, хоть это было и тяжело — каждый день приходилось вытягивать возврат», — рассказывает Юлия Гагуа.
Дизайнер решилась через некоторое время снова обратиться к «помощнице», хоть и были сомнения:
«Третий заказ был сделан на страх и риск. Деньги за заказ были переданы другому байеру без моего согласия. А сама девушка-байер упомянула, что «исполнитель оказался ненадежным». Я была в смятении. Она начала путаться в показаниях. В итоге, ни деньги, ни заказ я не получила до сих пор».
Без угроз и требований со стороны мошенницы тоже не обошлось.
Выводов по этой истории можно сделать массу: не стоит обращаться за оказанием услуги в социальных сетях и Интернете, не убедившись в порядочности и законности деятельности; по возможности, стараться договориться об оплате при получении; всегда сохранять чеки об оплате и требовать их со стороны исполняющего услугу, а также настаивать на доверенности и других подтверждающих сделку документах.
«Из всей этой истории я сделала вывод, что, возможно, она изначально втирается в доверие, а потом «прокручивает» эти деньги. Именно с этим и связано долгое время возврата средств».
Сейчас Юлия уже не пытается вернуть свои средства, но предупредить других клиентов, которые могут попасться «на удочку» байера, обязана.
Все чаще и чаще законы порядка находят хакеров и мошенников из интернета, которых привлекают по статьям 159 и 272 УК РФ.
Жадность байера погубит
Специальный эксперт ФИА «Инфоповод» — Екатерина Голованова — генеральный директор «Агентства судебных экспертов и оценщиков» о ситуации и о том, что необходимо предпринять, если Вы стали жертвой мошенничества в сети:
— Данная сфера регулируется законом о защите прав потребителей, но для того, чтобы урегулировать спор между поставщиком и заказчиком каких-либо товаров, должна быть соблюдена формальная сторона сделки. В идеале, если заключен договор о купле-продаже или об оказании услуг. Если такого договора нет, то с помощью переписки можно в судебном порядке доказать, что такие взаимоотношения были. Для этого необходимо подготовить мотивированное исковое заявление в суд о признании гражданско-правовых отношений, через нотариуса сделать осмотр телефона и скриншоты, по которым уже лингвист сможет сделать свое заключение о том, что переписка имеет именно деловой характер. Это и будет основанием, чтобы суд установил, что между сторонами факт договорных отношений.
Обязанность заказчика товара или услуг — показать, что продавец оказал не те услуги, которые они оговаривали изначально. Здесь нужно доказать, что действительно была нарушено целостность товара, что цвет не соответствует заказу — подтверждающие материалы тоже должны направляться в суд, включая те же скриншоты о договоренностях, фото товара на сайте и при получении (отправке фото заказа), и сопутствующее. В банке нужно будет взять детализацию с расчетного счета о том, что платеж был проведен.
И после этого формируется размер ущерба, который взыскивается со стороны, признанной судом виновной.
*запрещен в России; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской
Любое использование материалов допускается только с указанием источника infopovod.ru