«Названо Вазари. Возрождение» в Нижнем Новгороде
Фото: ФИА "Инфоповод"/Игнатьева Виктория

ГЦСИ Арсенал является крупнейшим центром современного искусства в Нижнем Новгороде, умеющим производить своеобразный диалог между мастерами эпох и нашими современниками. Идея выставки родилась ещё в 2014 году, но своей масштабности достигла в конце прошлого года, преобразовавшись в полноценную трехчасовую экспозицию.

Замысел и концепция выставочного центра принадлежат нынешнему директору Государственного центра современного искусства Анне Гор. Проект «Названо Вазари. Возрождение» отсылает нас к итальянскому живописцу, архитектору и писателю Джорджио Вазари, предложившему деление культурной истории своего времени на три больших периода – Готика, Возрождение и Маньеризм. Арсенал представил нам вторую часть проекта – «Возрождение». Гуманизм, светский характер культуры и возросший интерес к античности которой отразились в выставочных работах.

Замечательный художник эпохи Возрождения Виллем Адрианс Кей положил начало экспозиции «Мужским Портретом» написанным в Нидерландах в середине 16 века. На полотне изображен богатый зажиточный горожанин (купец) эпохи Ренессанса, как представитель своей эпохи. Приглушенный свет, делающий акцент на картину, желтоватые  подсветки и стены, обитые белым деревом. Настоящая кладезь для любителей искусства, ничего не отвлекает от самого выставочного объекта. Картины размещены противоположно друг другу, отображая постепенное развитие культуры Возрождения и её последователей.

Удостоенное почёта современное искусство, написанное в духе старых мастеров, традиционно считается концептуальным и сложным, поэтому, знакомясь с экспозициями современников, я прежде всего искала в работах реминисценции, аллюзии, намеки, которые позволили бы «вписать» их в знакомую мне систему образов эпохи Возрождения. Для «новичков» только пришедших с целью понимания такого сложного переплетения искусства, развешаны стенды, объясняющие значение каждого  блока выставки.

Следующая работа, особенно отличающая от других, представлена замечательной художницей  Натальей Стручковой, которая создала голограмму «Кровь» вдохновленную символикой красного цвета в эпоху Ренессанса. Сутаны кардиналов были красными – ассоциация с жертвой Христа. Золоченая рамка тоже является отсылкой к особенностям эпохи Возрождения – появляется пышное, торжественное и величественное декорирование. В отличие от Средних веков господствует новый взгляд: великолепные вещи и их коллекции должны выполнять презентационную функцию, демонстрируя хороший вкус и могущество знати.

Напротив голограммы размещена картина итальянского художника флорентийской школы Лоренцо ди Креди «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и ангелом» . По словам смотрителя, эта работа всегда собирает большое количество увлеченных зрителей : «обычно задерживаются рядом с Мадонной, как говорят хранили музея, она вдохновляет и направляет людей» . В этом я убедилась на личном опыте–пробиться к такой картине для фотографии потребовалось немало усилий, да и смотря на такую картину, сердце действительно замирает от духа ушедшей эпохи.

Зал Возрождения поражает одним из главных парадоксов культуры эпохи – одновременное стремлении подражать античности, средним векам и остром чувстве современной жизни. Как сказала моя коллега: «Работы наших скульпторов совсем такие, словно их лепил Донателло! Инновации использованы по полной программе, это заставляет не только видеть искусство, но и чувствовать себя внутри него».

В завершение первого зала выставки, открывается маленький дверной проем с винтовой лестницей. Он ведёт в дополнительный зал, расположенный этажом ниже. Свет там полностью затемнен, соответствуя мрачности и величественности эпохи. Многие экспонаты ограждены защитным стеклом, представляя особую ценность.

Выставка «Названо Вазари. Возрождение» Фото: ФИА «Инфоповод»/Игнатьева Виктория

Исключительностью экспозиции также являются видеоформаты. Восьмилетняя гостья выставки воскликнула: «Мама, она живая! И шевелится». Такое визуальное отражение Витрувианского человека действительно «шевелится». Александр Пономарёв решился на такой завершающий выставку перформанс, чтобы доказать, что пропорции ветрообразования являются одним из символов природного пространства. Расположил он такую конструкцию в центральном зале, использовав увеличенную копию ветроуказателя. Такая проделанная работа поражает своей масштабностью и метафорой безвременья и свободы, пронесшейся и в нашу эпоху. В искусстве время безгранично, эпохи и поколения связаны единой, беспрестанной тягой к прекрасному. Думаю, это то главное, что нужно знать об этой выставке. Мне остаётся только поблагодарить организаторов за проделанную работу, а художников за их желание отразить в своих работах универсальные вопросы, волнующие гуманистов – познание, религия и место человека во вселенной.

Любое использование материалов допускается только с указанием источника infopovod.ru

Поделиться
Подпишитесь на Telegram ФИА «Инфоповод»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *