Одним из таких примеров стала знаменитая картина итальянского живописца Леонардо да Винчи «Мона Лиза», которая вызывает у людей гамму различных чувств и эмоций: смех, слёзы, замешательство, восторг, разочарование. Многие её также называют «Джоконда», так как считается, что продавец тканей Франческо дель Джокондо заказал у мастера портрет своей жены Лизы Герардини в честь рождения их второго сына. «Мона» же означает «госпожа». Раньше никто не мог предположить, кого изобразил Леонардо, и считалось, что было как минимум десять разных людей, кому художник мог посвятить портрет.
Картина была написана маслом в промежутке примерно с 1504 до 1519 года на дощечке, и занимает в Лувре отдельный зал на первом этаже в галерее Денон. К слову, некоторые учёные уверены, что портрет не был завершён. Из-за кражи и нескольких случаев вандализма картину пришлось огородить специальным бронированным стеклом, из-за чего больше нет возможности рассмотреть детали портрета вблизи, что не очень удобно, ведь сама по себе картина не является большой.
Лиза Герардини родилась в 1479 году во влиятельной аристократической семье, которая владела фермерскими угодьями и зарабатывала с их помощью. У девушки было три сестры и три брата. Она вышла замуж в пятнадцать лет, что, кстати, не было чем-то удивительным в то время, за Франческо дель Джокондо, который сначала был скромным торговцем тканями, но затем разбогател и стал флорентийским чиновником. В браке с ним Лиза пробыла до конца своих дней и родила шестерых детей.
Эту картину окутывают множество тайн и загадок, которые учёные и искусствоведы объединёнными усилиями пытаются разгадать и по сей день. К примеру, многие до сих пор не уверены на сто процентов, действительно ли девушка на портрете является Лизой Герардини. Существует мнение, что на самом деле на полотне изображена не итальянская дворянка, а Катерина Сфорца, графиня, которая обрела известность благодаря военному конфликту с Чезаре Борджиа — итальянским дворянином, являвшимися политиком и кардиналом. Есть ещё несколько теорий: к примеру, о том, что девушка на картине была любовницей Джулиано Медичи, правителя Флоренции; кто-то думает, что она могла быть матерью да Винчи или же вообще автопортретом самого великого художника. В общем, сколько людей, столько и мнений, но всё же загадочную леди принято считать женой Франческо.
Интригующая улыбка Джоконды тоже притягивает к себе массу внимания и рождает немалое количество вопросов. В течение пяти веков люди не могли прийти ко всеобщему согласию и спорили, счастлива ли вообще девушка на портрете или испытывает грусть. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета выдвигает точку зрения, что из-за специфики написания картины улыбку можно заметить, только если смотреть Лизе в глаза. Те, кому приходилось наблюдать это произведение искусства вживую, утверждают, что улыбка Джоконды меняется в зависимости от того, с какого ракурса и расстояния на неё посмотреть. Если разглядывать портрет крупным планом вблизи, то создается впечатление, что улыбка очень скромная и еле заметная, но если отойти подальше, то будет казаться, что девушка весело и широко улыбается, не скрывая позитивных эмоций.
Бытует мнение, что Леонардо да Винчи оставил на своём произведении секретные коды. Так начали считать потому, что один раз итальянские специалисты из Национального комитета по культурному наследию Италии принялись изучать Мону Лизу с помощью микроскопического увеличения и обнаружили буквы и цифры, нанесённые на многочисленные элементы экспоната. Историк искусства по имени Сильвано Винчети утверждает, что в правом глазу девушки можно найти буквы «LV», которые могут обозначать имя великого художника, а в левом предположительно находятся буквы «CE», которые трудно различить. Если переключится на задний план, то будет заметен мост, на котором удалось разглядеть число «72», а на арке моста нарисована, скорее всего, цифра «2». Эти символы не видны, если взглянуть на картину просто невооружённым глазом, что придаёт ещё большей таинственности.
Следующий факт — это загадка о том, куда смотрит Джоконда. Леонардо да Винчи прекрасно владел мастерством света и тени и легко мог создать реалистичное ощущение глубины и проницательности взгляда. Многие, вероятно, отмечали, что взгляд молодой женщины будто направлен за пределы картины и останавливается прямо на зрителе. А самое удивительное то, что абсолютно неважно, куда встанет человек и с какого ракурса будет смотреть на Мону Лизу: взгляд девушки в любом случае будет преследовать гостя. Такое оптическое явление учёные объясняют теорией, в которой доказано, что изображение может выглядеть одинаково, независимо от угла, под которым оно рассматривается.
Мало кто знает, но оказывается, что под знаменитым портретом скрывается ещё одна картина. В 2006 году, благодаря использованию технологий инфракрасной и лазерной визуализации, канадские учёные обнаружили на полотне да Винчи изначальные наброски художника, на которых отличается положение указательного и среднего пальцев на левой руке, а также обнаружилось наличие кружева на платье девушки и покрывала на коленях. Казалось бы, что на этом этом изучения такого типа себя исчерпали, однако позже, в 2015 году, французский инженер Паскаль Котт принялся дополнительно изучать картину, используя похожие технологии. Ко всеобщему удивлению миру открылся не просто черновой набросок великого полотна, а целых четыре изображения, в том числе портрет девушки с аккуратными чертами лица без улыбки. Это открытие посеяло ещё больше сомнений о том, действительно ли та, что изображена на картине, является Лизой. Вероятно, истинная личность девушки навсегда останется тайной для всего мира.
Конечно, когда читаешь какие-то волнующие факты про столь великую картину, эмоции появляются сами собой, но куда лучше съездить и вживую насладиться Моной Лизой во всей её красе, ведь никто не знает, какие чувства испытает человек, увидя её не просто на картинке из интернета, а прямо перед собой.
Источник: dzen.ru
Любое использование материалов допускается только с указанием источника infopovod.ru